Факторы нестабильности регионального развития
В последние годы большое значение приобретает региональная составляющая экономических преобразований в России. Субъекты Российской Федерации различаются по темпам развития, природно- географическим и социально-демографическим условиям, национальным и историческим особенностям, структуре и специализации производственного потенциала. Поэтому игнорирование территориальной специфики может снизить эффективность переходных процессов для всего народного хозяйства страны. Более того — экономическая реформа предусматривает решение преимущественно на региональном уровне многих кризисных проблем: эффективное размещение и развитие производительных сил, стимулирование предпринимательства, разработка и использование ресурсно-минеральных источников и т.д. Как известно, в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов; подавляющее большинство составляют регионы, имеющие небольшую территорию, низкие запасы ресурсов, недостаточно развитую производственную базу. Государство заинтересовано в активизации экономической и управленческой деятельности на местах, в интеграции горизонталь- пых связей между субъектами Федерации, создании эффективной вертикали власти. Общими задачами для всех российских регионов являются стабилизация основных экономических показателей; реформирование отраслевой структуры; развитие производственной, финансовой и социальной инфраструктуры; активизация сельскохозяйственного производства; развитие межрегиональной интеграции; улучшение экологической обстановки и др. Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР, переход к рыночным отношениям, реформирование государственного федерального устройства привели к нарастанию социально-экономических различий между регионами, значительной дифференциации адаптационных возможностей, дезинтеграции межрегиональных связей, появлению большого количества проблемных и депрессивных регионов. Поэтому при разработке государственной антикризисной политики обязательно должны учитываться не только общегосударственные, но и региональные интересы, использоваться сочетание разнообразных подходов к решению проблем в отдельных регионах с единством общих принципов эффективного функционирования российской экономики. Изучение причин дифференциации региональных комплексов, проявления дезинтеграционных и сепаратистских тенденций занимает важное место в регионально-экономических исследованиях. Обострение региональных проблем в России в 1990-х гг. определяется как последствиями территориальной структуризации советского периода, так и трансформациями экономической и политической систем. Наибольшее влияние на развитие регионов оказывают следующие внешние факторы. 1. Природно-климатические условия, которые влияют на стоимость жизни в регионе, величину производственных затрат и непосредственно на здоровье населения. Основная территория России расположена в умеренной и холодной климатических зонах. Только 2/5 общей площади относительно благоприятны для проживания людей и сельскохозяйственной деятельности. Влияние климатических особенностей можно проследить на стоимости строительно-монтажных работ: по сравнению с центральными районами она возрастает в Западной Сибири примерно на 10%, в Восточной Сибири — на 40, на Дальнем Востоке — на 70%. Для районов Крайнего Севера затраты труда увеличиваются в 2—3 раза. В этих районах острой проблемой стал сезонный завоз необходимой продукции. Постоянная задержка государственного финансирования и, соответственно, поздняя отправка грузов, ограниченные сроки навигации, большие риски, вынужденное использование авиатранспорта приводят к удорожанию северного завоза в 1,5—3 раза. Транспортно-географическое и геополитическое положение многих регионов, которое усложняет ценовую конкуренцию товаров, способствует ориентации региональных производителей не на внутренние российские, а преимущественно на зарубежные рынки. Большая протяженность территории России остро ставит проблему транспортных издержек на перемещение товаров и передвижение людей. Транспортная обеспеченность регионов значительно различается: на 1000 кв. км территории Центрального района приходится 27 км железных дорог общего пользования, а на Дальнем Востоке — 1,1 км, т. е. в 25 раз меньше. В связи с опережающим ростом стоимости перевозок по сравнению с производственными издержками, российские товары становятся неконкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Это способствует локализации отечественных товарных рынков, сужению межрайонной кооперации и товарообмена. Согласно статистическим данным доля межрегионального оборота по отношению к ВВП снизилась в России с 22% в 1990 г. до 12—14% в 2000 г. Опережающий рост транспортных тарифов (более чем в 20 тыс. раз) по сравнению с ростом отпускных цен на промышленную продукцию (в 9 тысяч раз) привел к тому, что многие межрегиональные экономические связи, особенно восточных регионов с европейскими, стали невыгодными. С распадом СССР были утрачены многие производственные, социально-экономические и культурные кооперационные связи, источники сырья, важные транспортные узлы. Товарообмен с бывшими советскими республиками снизился в 3—4 раза, вследствие чего появилась необходимость создания собственного замещающего производства, что ведет к натурализации и обособлению регионов и иногда к снижению качества продукции. Изменение геополитического положения привело к увеличению числа приграничных территорий (до 26), в связи с чем возникли острые проблемы гуманитарного и инфраструктурного характера, связанные с увеличением миграции населения, передислокацией вооруженных сил, переориентацией региональных рынков и защитой местных товаропроизводителей.
Похожие работы:
- Факторы нестабильности регионального развития В последние годы большое значение приобретает региональная составляющая экономических преобразований в России. Субъекты Российской Федерации различаются по темпам развития, природно- географическим и ...
- Факторы и перспективы развития Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и о...
- Факторы сельского развития К основным факторам, влияющим на сельское развитие, относятся: объем выпуска товаров и услуг (физический и стоимостной), технический уровень производства, наличие ресурсной базы, трудовые ресурсы, кап...
- Тенденции и основные факторы развития МЭО Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах поддержания стабильности мир...
- Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения общественного тру...